gerbflaggodslavianka

 

 

Изображение удалено.

 

Итоги XXIV Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского

ИТОГИ

XXIV Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского

(03-22 декабря 2012 года). Концертные мероприятия

Завершен еще один фестиваль классического искусства, который вопреки всем законам современности продолжает существовать и развиваться. Однако время идет вперед, давая возможность осознать итоги, увидеть перспективы и найти возможности для воплощения новых идей. Действительно, с каждым годом все сложнее ситуация с академическим искусством, все сложнее держать высокий статус элитарного мероприятия и существовать в рамках современного музыкального процесса. Однако стремление сохранить актуальность фестиваля, пропагандировать здравое тяготение к духовным ценностям преодолевает все границы и позволяет достичь невозможного (ведь «духовность» человека – это та потребность, которая дает ему возможность жить, не унывать при трудностях и не разрушатся как личности). К слову, не случайно, поэтому, все фестивали классического искусства в Беларуси живут не одно десятилетие – «Рождественские музыкальные вечера» в Бресте; фестиваль камерной музыки и «Званы Сафii» в Полоцке и др.

Концерты нынешнего XXIV фестиваля показали все еще устойчивый интерес витебских слушателей к проводимому мероприятию, но в то же время продемонстрировали и назревающий кризис жанра. В отсутствии яркого шоу, умопомрачительных эффектов и обращений к инстинктивным потребностям, безусловно, концерты фестиваля не собирают полный зал слушателей. Тихий тонус фестивальных концертов ориентирован на камерную (в широком понимании) атмосферу и заставляет каждого окунуться в собственный внутренний мир и попытаться найти в нем гармонию, красоту и величие. Такая тематика высокой духовности и проверенных временем ценностных категорий позволяет сохранять статус академического искусства в современном мире, часто вопреки существующей реальности.

Нынешний фестиваль включал в себя несколько мероприятий – научные чтения, выставку графики и концерты. Уровень фестиваля во всех составляющих был подчеркнут его спецификой – все мероприятия отличались высочайшим исполнительским профессионализмом, богатым содержанием и интеллектуальной новизной.

В концертной части фестиваль в этом году был ориентирован на камерные жанры, позволяющие каждому слушателю найти музыку на свой вкус. В нынешних концертах удалось услышать откровения Шостаковича, мудрость Баха, остроту Стравинского, изысканность Дебюсси, величественность Рахманинова, благозвучность Дворжака и звуковую дерзновенность белорусского фольклора (в «новой стилистике» молодых композиторов начала ХХI века).

В концертах фестиваля звучала камерно-ансамблевая музыка в исполнении струнного квартета им. И.Ф. Стравинского (Санкт-Петербург) и ансамбля солистов «Лундстрем трио» (Москва). Эти концерты отличались самобытностью, высочайшим исполнительским мастерством и дали возможность слушателям погрузиться в разнообразный мир известной и любимой классико-романтической музыки. Совершенное проникновение музыкантов в звуковой мир исполняемых произведений и их существование единым организмом вызвали неподдельный восторг в зале. Пожалуй, можно говорить об особом очаровании звучащей музыки и стремлении исполнителей максимально раскрыть все ее художественное богатство, включая разностилевое содержание.

Сольное инструментальное исполнительство было представлено уникальными концертами всемирно известного музыканта Александра Князева (виолончель и орган). Эти поистине удивительные концерты в зале филармонии перевернули представление о самом исполнительстве, об образности произведений Баха и открыли для витебских слушателей новую форму концертов – дилогия. Первоначально столь необычное предложение исполнить произведения Баха на двух инструментах, внутренне близких, понятных и органично прочувствованных музыкантом было неожиданностью для всех, однако великая идея объединить произведения под общим названием «Музыкальная библия» позволили концептуально понять сложные по стилистике и богатые по образности произведения композитора. Виолончель Карла Бергонци (1733 года) своим неповторимым тембром, силой и мощью звука и орган Витебской филармонии дали слушателям уникальный шанс постичь таинство и могущество Музыки (с большой буквы), коей является музыка бессмертного Баха. Музыка увлекала, царила, захватывала и удивительным образом давала возможность понять очевидные и простые вещи, а молодому поколению витебских музыкантов получить высочайший мастер-класс исполнительского искусства (впервые в истории зала филармонии студенты слушали музыку с нотами в руках, чтобы не пропустить мельчайших деталей исполнения!!!).

Еще один музыкант-виртуоз Игорь Урьяш (Санкт-Петербург) своим огненным темпераментом и жизнелюбием дал возможность поклонникам фортепианного искусства пережить удовольствие от известных и полюбившихся произведений мировой музыкальной классики, которые были представлены сочинениями Дебюсси, Рахманинова, Мусоргского и Шостаковича. Интерпретация известных сочинений была достойной и убедительной, а музыка Шостаковича из балета «Болт» в транскрипции исполнителя была настолько актуальной, что казалось созданной в наше время и отражающей все перипетии современности.

Концерт белорусского ансамбля солистов «Классик-Авангард» и постфольклорной группы «Страла» очередной раз покорил своей новизной и свежестью идеи, незабываемым исполнением и, на этот раз, сочетанием тембров современного камерного ансамбля и народного (близкого к аутентике) пения. Белорусско-польский концертный диалог веков, традиций и истоков был создан из своеобразного и неповторимого звукового колорита. Ему были присущи эстетизм западноевропейской стилистики и самобытная специфика славянского фольклора, представленная в обработке молодых белорусских композиторов. Такое противопоставление позволило сопоставить разнообразную стилистику национальных школ. Подвижническая идея сохранить национальные истоки, представив их в современной музыкальной стилистике (острый музыкальный язык и звуковые сочетания, берущие свою диссонантную фонику в народной культуре) показала, что сегодня существует возможность находить творческий компромисс в современной музыкальной стилистике, полной несоответствий и противоречий. Фольклор земледельческого цикла в белорусском варианте («Колаварот» - авторское название К. Яськова, автора проекта) продолжил линию развития тематики прошлого фестиваля, в котором впервые звучал фольклор различных народностей России в исполнении знаменитого Ансамбля Дмитрия Покровского (Москва).

Помимо инструментальных концертов в программу фестиваля вернулось вокальное исполнительство. В исполнении солиста Литовской филармонии Игнаса Мисюры-Туманова(баритон) позвучала классика вокального жанра во всем своем многообразии жанров – от арий из кантаты Баха, опер Глюка и Верди до известных и любимых русских романсов Даргомыжского, Рахманинова и вокального цикла Шостаковича. Исполнительская манера артиста отличается от традиционных оперных певцов тембральной легкостью и голосовой подвижностью, что позволяет ему с блеском петь вокальную музыку от барочной классики до итальянских оперных шедевров, а также произведения, требующие виртуозного исполнения фиоритур.

 

В целом, XXIV фестиваль состоялся. Среди его итогов можно отметить следующее:

1. В этом году фестиваль отличался глубоким содержательным аспектом концертов и во многом уникальностью программ. Одной из важных черт фестиваля стала  доминирующая роль музыки Д. Шостаковича и И.-С. Баха. Актуальность, звуковая яркость и необыкновенная образность Шостаковича созвучна с художественным образом современности, а вечные истины и глубина постижения смысла Баха вплетает современность в общие законы мироздания.

2. На фестивальных концертах состоялось открытие для витебских слушателей исполнительских имен – одного из знаковых музыкантов современности Александра Князева и ансамбля солистов «Лундстрем трио», продемонстрировавших безграничные исполнительские возможности и виртуозное владение инструметом.

3. Сохранена традиция проведения фестиваля в формате международного. На фестивале присутствовали гости из России, Украины, Германии, Франции, Латвии, Литвы и Беларуси. К участию в фестивале привлечены и творческие силы г. Витебска (концерт, посвященный 110-летию Соллертинского и выступления исследователей в научных чтениях).

4. Получило продолжение и развитие фольклорная жанровая линия фестивальных концертов (XXIII – фольклор России в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского, XXIV – белорусский земледельческий фольклор в исполнении ансамбля солистов «Классик-Авангард» и постфольклорной группы «Страла»), как отражение общехудожественной тенденции современности, направленной на сохранность национальных традиций в эпоху культурной глобализации.

5. Впервые в истории фестиваля Витебской филармонией подготовлен и издан сборник статей, исследований, воспоминаний и материалов научных чтений о фестивале «Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского: 1989 – 2011».

Ожидания постоянных слушателей фестиваля пережить незабываемые мгновения от встречи с истинным исполнительским искусством нашли свое воплощение в концертах фестиваля, что позволяет говорить о необходимости существования фестиваля. Итоги же XXIV Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского позволяют надеяться, что у фестиваля есть будущее, есть перспектива его развитии в соответствии с современным художественным процессом, а значит и возможность провести юбилейный XXV фестиваль в 2013 году.

XIV НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

XXIV МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ

ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО

(03-04 декабря 2012 года)

Насколько сейчас важно для Витебска иметь мероприятие, мягко говоря, не имеющее ничего общего с «зарабатыванием» денег, а направленное исключительно на эфемерные духовные ценности, сохранность истоков и некую популяризацию культурного наследия? Конечно, можно и без него, но тогда о чем (и с кем) мы будем говорить через 10 лет о культуре, душе, сознании, памяти? Что оставим нашим детям, и о чем будут вспоминать будущие поколения?

Исторически научные чтения, как наиболее демократичный и доступный жанр научной работы, в рамках фестиваля были призваны популяризировать среди молодежи занятия исследовательской деятельностью, работой по сохранности культурного наследия и в целом подчеркивать идею памяти о своих корнях. Такие задачи ставились в первые десятилетия истории чтений (1990-1999), такие же задачи сохраняют свою актуальность и в новой истории чтений, которая началась с 2009 года.

В этом году на чтениях традиционно рассматривались темы, которые уже прошли апробацию временем в их новой истории. Прежде всего, это тема, посвященная личности И.И. Соллертинского, 110-летию со дня его рождения и истории фестиваля его имени. Тема Витебска музыкального, судеб людей, вершивших славную историю города, а также тема современного музыкознания, которая необыкновенно важна для понимания процессов, происходящих сейчас в искусстве. Международный контекст придает научным чтениям весомость, значимость и удивительную возможность познакомиться с необыкновенными профессионалами, которые в настоящее время создают имидж современного музыкознания.

3 декабря (в день рождения И.И. Соллертинского) открылись научные чтения выступлением Дмитрия Ивановича Соллертинского (Санкт-Петербург). В этом году его сообщение было связано с истоками рода Соллертинских, происхождением фамилии и различными жизненными перипетиями, которые пережили его предки. Фотографии из личного архива придали выступлению определенный эмоциональный колорит.

Продолжением темы родовых истоков Соллертинских стало яркое, искреннее, трогательно-щемящее и проникновенное выступление Елены Пинталь (Москва). Она представила художника и реставратора из рода Соллертинских Никиту Шаркова-Соллертинского. Выставка графики художника была подготовлена ею (совместно с витебским Центром современного искусства) в рамках научных чтений фестиваля. Н. Шарков-Соллертинский – правнук протоиерея и профессора богословия Сергея Александровича Соллертинского (как и Дмитрий Иванович Соллертинский) много в своей жизни сделавший для сохранности экспонатов различных музеев России и популяризации русской природы Москвы, Петербурга и Валдая. Виды этих мест, мастерски выполненные в графике, раскрыли свою глубину, красоту, очарование и неповторимость, а также духовную внутреннюю щедрость человека, их создавших.

Вера Оболенская (Франция) продолжила тему родовых корней и представила древний род Оболенских, который берет истоки в ХIII веке. Ее род славен великими подвигами на протяжении всей долгой истории Российской государственности.

Продолжением открытий этого дня чтений стало выступление Валентина Афанасьева (Санкт-Петербург), который представил свое изобретение - цветозвуковую теорию, запатентованную во Франции и России, поддержанную Российской академией наук и Международной организацией ЮНЕСКО. Художник и музыкант установил в своей теории соответствие цветозвуковых отношений, в результате которых рождается новый вид искусства, в котором соотношения цветовых напряженностей соответствует напряженностям в соотношениях звуков. В жизненности этой теории все смогли убедиться из представленных автором записей концертных выступлений в различных залах России и звучащих полотен художника, созданных на музыку Баха и Вивальди.

Впервые в  истории фестиваля была сделана попытка обобщить накопленный опыт проведения этого мероприятия. Нелли Мацаберидзе (Витебск) представила феномен фестиваля, история которого начиналась с 1989 года и продолжается до настоящего времени, имеет свои результаты и отчетливую динамику развития, а также особую специфику, которая прослеживается, исходя из жанровых и содержательных особенностей концертных мероприятий.

Завершился первый день научных чтений презентацией первого во всей истории фестиваля издания – сборника статей, исследований, воспоминаний и материалов научных чтений «Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского: 1989 – 2011». Сборник подготовлен Витебской филармонией в издательстве «Витебская областная типография». Составители сборника Н.В. Мацаберидзе, А.Г. Лисов и В.П. Правилов. В сборнике рассматривается тематика, связанная с фестивальными мероприятиями – об истории фестиваля; о личности И.И. Соллертинского; о городе Витебске (событиях и людях) и вопросы современного музыкознания. В приложении к сборнику впервые в полном объеме воссозданы все программы фестивальных концертов, воспроизведены афиши фестивалей и представлена тематика научных чтений. Впервые предложен и библиографический список публикаций о фестивале в каталогах Витебской областной библиотеки. Издание изобилует иллюстративным материалом и выполняет популяризаторскую роль среди многочисленных приверженцев этого события.

Второй день чтений 4 декабря был посвящен теме музыкального Витебска и современным вопросам международного музыкознания.

Открыл этот день доклад Натальи Дунаевой (Санкт-Петербург) о петроградских музыкантах, которые жили и работали в городе Витебске в 20-х годах ХХ века и формировали духовную и художественную атмосферу, которая в будущем будет определена термином «Витебский ренессанс». Выступление исследователя было основано на архивных документах и подлинных воспоминаниях очевидцев тех лет, поэтому носило необыкновенно искренний и живой характер.

Продолжил тему музыкального Витебска начала ХХ века Александр Лисов (Витебск) с сообщением об участниках известного Мекленбургского квартета, которые жили в городе, формировали его ауру, и судьбы которых во многом оказались бесславно забыты, а их роль в истории культуры умышленно принижена.

Витебск оставил свой след и в судьбе  известного актера советского кино, музыканта и руководителя первого джазового оркестра Леонида Утесова. О его гастролях вместе с петербургским «Свободным театром» рассказала работник Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова (Витебск). Ее выступление основано на архивных материалах, воспоминаниях актера и его современников.

Открытием и важным моментом в научных чтениях стали выступления гостей из Германии, Украины, Латвии. Предварила их выступление старший научный сотрудник Академии наук Беларуси Галина Цмыг (Минск),которая поделилась своими теоретическими наработками в области жанрового канона хорового концерта на территории современной Беларуси и его судьбой в европейском пространстве. Европейские корни хорового концерта Беларуси стали очевидны из ярких музыкальных демонстраций с последующей их систематикой в музыкальной терминоглогии.

Совершенный фурор произвело выступление гостя из Германии Вальтера Людвига Мика из Кельнского университета. Темой его выступления необычна для белорусской аудитории «Современные интерпретационные формы музыки: история и специальные техники (фоника дадаистских текстов, обертонные звучания и архаичные элементы исторических стилей)». Музыкальный дадаизм – совершенно неизведанное для белорусской музыкальной практики направление, но необыкновенно популярное в музыкальной практике Европы. Особая стилистика и новые звучания в исполнении самого докладчика, который является опытным дирижером симфонических, камерных и хоровых коллективов, имеет огромную исполнительскую практику во многих странах мира, показали перспективу дальнейшего развития музыкального искусства. Однако еще больший интерес для всех музыкантов вызвала демонстрация обертонного пения исполнителем. Какие-то запредельные архаические силы наших прародителей сиюминутно материализовались и раскрылись удивительными голосами и звуками природы (птицы, ветер и др.) в небольшом мини-концерте исполнителя.

Классик украинской музыкальной культуры Л. Ревуцкий раскрылся в сложной судьбе своего фортепианного концерта, о котором рассказала Валентина Кузык из Национальной академии наук Украины. Исследователь показала уникальные кадры хроники из жизни выдающегося классика украинской музыки, а также дала возможность услышать фрагменты записи 2-ой редакции концерта в исполнении А. Александрова (фортепиано) и дирижера В. Тольба.

Необыкновенно интересной стала экскурсия по органам Латвии, которую предложила профессор Илма Грауздыня из Латвийской академии музыки им. Язепа Витола. Орган на территории Латвии упоминается еще в XIV-XV веках, но значительный расцвет его связан с XIX веком, особенно с деятельностью Рижского Домского собора (с 1884 года). В настоящее время композиторы Латвии создают большое количество разнообразных произведений для органа, о чем свидетельствовал разнообразный аудиоряд, представленный исследователем.

Особой строкой следует сказать и о документальных фильмах, показанных на научных чтениях. Исходя из девиза фестиваля – открытие новых и восстановление забытых имен музыкальной истории, по-новому была представлена история И.И. Соллертинского в новом хроникально-документальном фильме (производство «Белвидеопрокат») режиссера Сергея Лукьянчикова «Родился в Витебске. Музыковед Иван Соллертинский». В 2011 году на XXIII фестивале в Витебске творческой группой фильма была осуществлена съемка фестивального концерта в зале Витебского музыкального колледжа, а также встреча и воспоминания Д.И. Соллертинского. Иван Иванович Соллертинский в этом фильме предстал перед зрителями сквозь восприятие своего сына Дмитрия Ивановича, предстал натурой цельной в контексте знаменитого окружения философов, литераторов и музыкантов. В фильме осуществлена попытка связать времена и подчеркнуть пересечение судеб, где прошлое и настоящее соединилось в аллюзии волшебного шагаловского полета над величественными куполами витебских церквей (кадры начала и завершения фильма) в сопровождении божественной и вечной музыки.

Необыкновенно трогательный, художественно богатый, по-человечески сердечный, не оставляющий равнодушным ни одного человека в зале – таков художественно-документальный фильм режиссера Олега Дормана «Нота». Фильм о выдающемся дирижере ХХ века Рудольфе Баршае, который своим просветленным взглядом человека, постигшего великую Истину жизни, рассуждает о музыке, вспоминает о своих учителях, современниках, коллегах и главных произведениях в своей жизни – оркестровке 10 симфонии Малера и Искусства фуги Баха.

Стали очередной страницей истории фестиваля и эти научные чтения. Каков же результат этого мероприятия? Сохранность традиций? Безусловно. Знакомство с новыми людьми? Бесспорно. Расширение интеллектуального горизонта? Несомненно. Постижение своей истории? Все это так. Но, самое главное, на мой взгляд, - это возможность сохранить частичку ничем не измеряемой духовности обогащения своего собственного я, а также передача молодому поколению опыта научного общения и популяризация знаний о музыке, музыкантах и фестивале в целом. А еще крошечная надежда, что пройдут времена невежества и гордыни, истинное искусство станет потребностью каждого человека и откроет в каждом из них глубокий внутренний мир. Но такое свершится еще очень и очень не скоро…

Художественный руководитель филармонии,

кандидат искусствоведения

Н. Мацаберидзе