XXII Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского. О фестивале

Фестиваль является ежегодным музыкальным фестивалем в Беларуси, синтезирующим различные виды искусства. Он пропагандирует современное музыкальное искусство и традиции классического музыкального наследия, способствует повышению традиционных культурных контактов Беларуси с другими странами. Расширение связей с дальним зарубежьем, привлекает в Витебск выдающихся исполнителей, художников, ученых, формируя музыкальную культуру слушателей города.

Фестиваль носит имя И.И. Соллертинского (1902–1944) – необыкновенного человека, историка музыки, театра и литературы. Иван Иванович Соллертинский до 18 лет жил в Витебске, окончил Ленинградский университет (1924), выступал как лектор и критик-публицист по вопросам искусства, эстетики, психологии. В 1929–1944 гг. работал в Ленинградской филармонии (с 1940 г. художественный руководитель) и одновременно в Ленинградской консерватории (с 1939 г. профессор). И.И. Соллертинский был дружен с Д.Д. Шостаковичем, и в какой-то мере повлиял на его творчество. Соллертинский является автором работ по западноевропейской музыкальной классике, хореографии, театральному искусству, литературе, а также по советской и зарубежной музыке.

История создания, учредители

Витебский международный музыкальный фестиваль был основан в 1989 году. Инициаторами рождения этого фестиваля стали – художественный руководитель ансамбля солистов «Классик–Авангард» Владимир Байдов, председатель, существовавшего тогда в Витебске, музыкального общества Владимир Правилов и витебский композитор, член Союза композиторов Беларуси Нина Устинова. Учредителями фестиваля выступили Управление культуры Витебского облисполкома, Управление культуры Витебского горисполкома, Санкт-Петербургская государственная филармония им. Д.Д.Шостаковича. С 1997 года фестиваль вошел в план Министерства культуры Республики Беларусь, а с 2005 года в число учредителей и организаторов вошла Витебская областная филармония. С 2009 начинается тесное сотрудничество с Музеем Марка Шагала в Витебске.

Проведение этого фестиваля служит идее возрождения великих культурных традиций города Витебска, продолжению дела знаменитого земляка И.И.Соллертинского. Девизом фестиваля все эти годы служит открытие новых и возрождение старых, забытых имен в различных видах искусства.

Структура фестиваля

Cо дня своего существования структура включала в себя музыкальную часть, научные чтения, художественные выставки и театральные постановки. Эта структура с годами претерпевала различные изменения, однако устойчиво приоритетной в ней была музыкальная часть. Музыкальная часть фестиваля за многие годы была представлена практически всеми жанрами: музыкально-театральными, симфоническими, хоровыми, кантатно-ораториальными, камерно-вокальными и камерно-инструментальными. Выбор исполняемых на фестивалях произведений осуществлялся исходя из идеи и девиза
фестиваля.

Одним из сложных моментов в организации фестиваля является подбор исполнителей мирового класса и высочайшего профессионального уровня. Безусловной гордостью и заслугой фестиваля является то, что в программах участвовали такие выдающиеся мастера, как А. Ведерников, Б. Тищенко, А. Мндоянц, С. Стадлер, А. Рудин, Ю. Лейтайте, Нелли Ли, М. Садина, О.Кондина, Н.Луганский, камерные оркестры и ансамбли из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Литвы, Польши, Финляндии. Проведены авторские концерты А. Шнитке, Г. Фрида, Б. Тищенко, Д. Толстого, И. Лученка, А. Богатырева, Д. Шостаковича.

В рамках фестиваля в разные годы в Витебске побывали: ансамбль «Финские солисты» (Хельсинки), камерный оркестр из Франкфурта-на-Одере (Германия), французский композитор Пьер Маритон, камерный дуэт из Швейцарии, ансамбль из Германии «Фриддег-Трио» и другие. В 2007 году на фестивале впервые зазвучал орган в исполнении Винфрида Бёнига (Германия) и Яна Томаша Адамуса (Польша). Теперь органная музыка стала неотъемлемой частью фестиваля.

Значительное место в фестивальных концертах занимает белорусская музыка и белорусские исполнители. В концертах фестиваля прозвучала как старинная музыка XVI–XIХ вв., существовавшая на территории Беларуси (из «Виленской тетради», «Полацкага сшытка», сборника «Планкты» и сочинений М. Радзивила, Э. Ванджуры, Н. Орды), так и современная белорусская музыка. Ежегодно в концертах фестиваля принимает участие ансамбль солистов «Классик-Авангард», который предлагает новые и неожиданные программы. Среди белорусских исполнителей следует назвать: В. Живалевского, О. Кримера, В. Скоробогатова, Государственный камерный хор Беларуси, хор и симфонический оркестр Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси, Государственный академический симфонический оркестр РБ и др.

Научные чтения

С 1992 по 2001 года в рамках фестиваля проводились научные чтения «Витебский ренессанс начала ХХ века». В разные годы их участниками были ученые из Санкт-Петербурга – Л. Соллертинская (Михеева), Д. Соллертинский, Ю. Медведев, Б. Тищенко, Т. Апраксина, Д. Толстой, исследователи из Москвы – А. Кузнецов, С. Хоружий, И. Карпинский, М. Рахманова, М. Дроздова, музыковеды и искусствоведы Ж. Дозорцева, Н. Синякова, О. Дадиомова (Минск), Н. Паньков (Витебск), П. Маретан (Франция), председатель Краковского отделения Союза композиторов Польши Ежи Станкевич, председатель Варшавского отделения Станислав Малецкий. Тематика научных чтений разнообразна и тесно связана с идеей Витебского ренессанса начала ХХ столетия.

С 2009 года начинается новая страница в истории научных чтений фестиваля с более актуальной тематикой, связанной с проблемами развития современной культуры и искусства. На XXII фестивале (2010 г.) научные чтения еще более расширили свой диапазон, объединив научную проблематику с творческими встречами под общим названием «Диалоги о культуре. XXI век». Организаторы – Витебская областная филармония и Музей Марка Шагала в Витебске? под таким названием объединили чтения фестиваля им. И.И.Соллертинского и Шагаловские чтения, связывая воедино разносторонние интересы творческой интеллигенции города. В чтениях примут участие музыковеды, искусствоведы, режиссеры, издатели, сотрудники музеев из Беларуси, России, Латвии.