Закрытие фестиваля имени Соллертинского в Витебске: мелодия скрипки 18 века и откровения потомка Бенуа

Закрытие фестиваля имени Соллертинского в Витебске: мелодия скрипки 18 века и откровения потомка Бенуа

Встречи с виртуозными исполнителями, которым рукоплещут самые престижные залы мира, знакомство со скрипачом – потомком знаменитого рода Бенуа, открытие новых имен в академической музыке. Пять удивительных вечеров подарил жителям и гостям Витебска XXX Международный фестиваль имени И. Соллертинского.

Сын Ивана Соллертинского Дмитрий Иванович, который приехал на юбилейный форум, посвященный его отцу, нашему земляку, известному искусствоведу, отметил, что 30 лет в музыке принято считать контрольным числом. Если произведение или исполнитель продержались такой срок, значит, это признание. Поэтому витебский фестиваль достоин большого уважения.

Сын Ивана Соллертинского Дмитрий: Выступления хороших артистов расписаны на годы, но они стараются найти один день, чтобы приехать в Витебск ради памяти отца, которого ценили музыканты-современники, а Дмитрий Шостакович считал самым близким другом

– Он появился в советское время, не по распоряжению сверху, а по инициативе самих музыкантов. И по сей день привлекает внимание исполнителей самого высокого уровня. Выступления хороших артистов расписаны на годы, но они стараются найти один день, чтобы приехать в Витебск ради памяти Ивана Ивановича Соллертинского, которого ценили музыканты-современники, а Дмитрий Шостакович считал самым близким другом, – добавил Дмитрий Соллертинский.

Лауреат многочисленных конкурсов скрипач Гайк Казазян, выступавший в витебской филармонии шесть лет назад, накануне своего концерта в рамках нынешнего фестиваля вспоминал об ощущениях, которые остались у него от встречи с витебской публикой.

Фестиваль Соллертинского

Тогда музыкант играл на скрипке Страдивари. Гайк Казазян также поделился своей радостью, что ему посчастливилось держать в руках скрипку Пьетро Гварнери, которая принадлежала юному Паганини.

– На этот раз со мной другой инструмент, но тоже известного мастера XVIII века – Николо Гальяно, – отметил скрипач.

Пришедшие на концерт зрители устроили музыканту и его партнеру по сцене пианисту Андрею Шибко овации, не раз вызывали на бис.

Большой удачей фестиваля можно назвать выступление Бориса Березовского – одного из самых именитых современных пианистов в мире

Борис Березовский – обладатель престижного звания Steinway Artist, которого удостаивались в свое время Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц. Билеты на его концерт были раскуплены еще до появления афиш на тумбах.

Представляя музыканта на сцене филармонии Дмитрий Соллертинский привел один факт. Когда в 1993 году отмечали 100-летие со дня смерти Петра Чайковского, американский продюсер предложил пригласить самых выдающихся солистов мира на концерт, запись которого будет транслироваться по телевидению во многих странах.

Фестиваль Соллертинского

В число музыкантов был включен и молодой победитель конкурса имени Чайковского Борис Березовский. Этот концерт вошел в топ важнейших культурных событий XX века.

Программа нынешнего форума включала театрально-музыкальный проект «Из жизни насекомых», в котором соединились музыка современного белорусского композитора Валерия Воронова, стихи русского писателя и поэта Николая Олейникова, актерская игра вокалистки Светланы Бень, исполнительское мастерство пианистки Дарьи Мороз и Артема Атрашевского, играющего на терменвоксе (звучание этого старинного инструмента впервые услышали в Витебске).

Порадовал любителей камерной музыки и давний друг фестиваля, стоявший у его истоков, – Владимир Байдов со своим ансамблем солистов «Классик-Авангард».

Завершающим аккордом фестиваля стал концерт Государственного камерного оркестра Беларуси под управлением Евгения Бушкова

 Коллектив исполнил сочинение молодого белорусского композитора Константина Яськова "Кросны Макоши" для народного голоса, струнных, ударных и фортепиано. В программе принял участие французский скрипач Франсуа Пино-Бенуа, потомок знаменитого рода.

Франсуа Пино-Бенуа, потомок знаменитого рода, рассказал, что знал о Витебске

В беседе с корреспондентом «Витебских вестей» Франсуа рассказал, что знал о Витебске в связи с именем Марка Шагала. Ивана Ивановича Соллертинского музыкант называет великим человеком, и для него большая честь играть на витебском фестивале. Поведал гость из Франции и историю скрипки, на которой играет:

– Мне передал ее сын музыканта, которого эта скрипка спасла в годы Первой мировой войны. Мастер неизвестен, но можно точно сказать, что это работа венецианской школы конца XIX века. Скрипка певучая, красивая, – отметил музыкант.

Франсуа хорошо говорит по-русски, языку своих предков учился дома. Самый известный Бенуа художник Александр – родной брат его прадедушки, архитектора Альберта Бенуа, который был отличным пианистом-импровизатором. От него, видно, правнук унаследовал талант, а вот умение рисовать ему не передалось.

Несмотря на молодой возраст, Франсуа считается выдающимся скрипачом. В этом убедились пришедшие на завершающий фестивальный концерт и одарили гостя горячими аплодисментами.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК и из открытых источников.