Дирижер витебского симфонического оркестра Владимир Белявский: «Многие музыканты в прошлом – мои преподаватели. Это несколько мешало работе»

Дирижер витебского симфонического оркестра Владимир Белявский: «Многие музыканты в прошлом – мои преподаватели. Это несколько мешало работе»

Взмах палочки – и грянул оркестр. Потоки воздуха проходят по лабиринтам труб и с гулом вырываются на свободу, смычки, словно слаженный кордебалет, танцуют по струнам, гул и звон ударных инструментов эхом разносятся по концертному залу. И над всем этим – человек в черном фраке. Он умело управляет звуковым потоком, чувствует в нем каждую ниточку мелодии и соединяет все в единое музыкальное полотно. Человек у пульта – дирижер.

В этом году исполняется 10 лет творческой деятельности художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра областной филармонии Владимира Белявского. Эту должность Владимир занял в 26 лет. О том, с какими трудностями он сталкивается, и значении этой важной для него даты мы узнали у самого музыканта.

– Расскажите, как началась ваша карьера дирижера?

– Став музыкантом, задумал осуществить мечту – воскресить традицию, заложенную сто лет назад известным дирижером Николаем Малько, первым директором созданной в 1918-м Народной консерватории. Также хотел продолжить дело моего отца – Анатолия Белявского, который долгие годы руководил профессиональным симфоническим оркестром.

Собрал молодежный коллектив на базе Витебского музыкального училища (ныне колледжа) имени И. Соллертинского, куда входили учащиеся, преподаватели училища и музыкальных школ города.

В итоге я, как и Николай Малько в свое время, собрал молодежный коллектив на базе Витебского музыкального училища (ныне колледжа) имени И. Соллертинского, куда входили учащиеся, преподаватели училища и музыкальных школ города. Общими усилиями мы за полгода подготовили серьезную программу и дали концерт в областной филармонии.

В тот вечер был аншлаг, зрители нас горячо встретили. И на следующий год меня пригласили на должность художественного руководителя и главного дирижера камерного филармонического оркестра

А уже через несколько лет, в 2012 году, под руководством директора филармонии Елены Подоляк и при поддержке тогдашнего главы области Александра Косинца был создан симфонический оркестр.

Приобрели необходимые инструменты, пригласили музыкантов и стали плодотворно работать. За эти годы мы создали много программ, начиная от симфоний Моцарта, Бетховена, Шуберта, Берлиоза и заканчивая эстрадной популярной музыкой.

Владимир Белявский

На сегодняшний день у оркестра обширный и разнообразный репертуар. Наши концерты всегда собирают полные залы.

– Вы принадлежите к музыкальной династии?

– Да. Мама – музыковед, преподает теоретические дисциплины в витебском колледже. Отец – дирижер народного коллектива камерного оркестра в этом же учебном заведении, долгие годы возглавлял городской симфонический оркестр.

Брат – Павел Белявский – саксофонист, окончил ростовскую консерваторию, работает в оркестре Михаила Финберга

 В ноябре этого года Павлу присвоено звание заслуженного артиста Республики Беларусь. Его дочь сейчас занимается по классу скрипки и тоже продолжает нашу музыкальную династию.

– Ваше будущее определилось еще в детстве? Не было другого выбора?

– Выбор есть всегда. В детстве я и в спортивные секции ходил, и языки изучал, сейчас свободно разговариваю на английском и немецком. Но уже тогда я понимал, что хочу связать свою жизнь с музыкой.

– Как вы считаете, лучше, когда оркестром управляет молодой дирижер или более зрелый музыкант?

– По мнению многих опытных и успешных музыкантов, лучше второй вариант. Но я считаю, что изначально дирижером нужно родиться.

– В чем была сложность работы для вас, когда вы в 26 лет стали у дирижерского пульта?

– Я был молод, а многие музыканты не только старше меня, но и в прошлом – мои преподаватели. Это несколько мешало работе.

– Несколько лет подряд 25 декабря симфонический оркестр дает рождественский концерт. Когда была заложена эта традиция?

Владимир Белявский

– С основания симфонического оркестра в 2012 году. Каждый год стараемся подготовить новую яркую программу классической, популярной или, как на этот раз, джазовой музыки, которую мы назвали CHRISTMAS JAZZ. Ее изюминкой стали инструментальные композиции нашего специального гостя Виталия Ямутеева. Этот блестящий музыкант – автор оригинальных сочинений и аранжировок мировых джазовых стандартов.

В концерте также принимали участие солистка областной филармонии Джулиетта Тарахчян и гость из Нигерии Мирекс Сильва. Кстати, эту программу мы повторим под старый Новый год, 13 января.

– Поделитесь творческими планами.

– Город с такими музыкальными традициями, как Витебск, должен иметь большой симфонический оркестр. Так что для начала хотелось бы в два раза расширить состав нашего коллектива.

Также в планах сотрудничество с музыкантами из Санкт-Петербурга, привлечение к совместным программам солистов мирового уровня, обновление репертуара, создание интересных проектов.

Виктория Авик, Витебск.

Источник: http://vitvesti.by/person/dirizher-vitebskogo-simfonicheskogo-orkestra-vladimir-beliavskii-mnogie-muzykanty-v-proshlom-moi-prepodavateli-eto-neskolko-meshalo-rabote.html