«ВИТЕБСКИЕ ВИРТУОЗЫ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЕТЕРБУРГ БАЛАЛАЙКИ»

«ВИТЕБСКИЕ ВИРТУОЗЫ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЕТЕРБУРГ БАЛАЛАЙКИ»

«Скрипка – королева музыкальных инструментов,
а балалайка – царица.» Т.А. Шафранова

В этом году был учрежден первый международный фестиваль «Петербург балалайки», на который был приглашен витебский коллектив «Витебские виртуозы». Октет балалаек не случайно удостоился чести присутствовать в составе приглашенных музыкантов на этом фестивале. «Витебские виртуозы» – это единственный в своем роде, уникальный ансамбль, который был создан в Витебске в 1973 году заслуженной артисткой Республики Беларусь Тамарой Александровной Шафрановой. Коллектив представляет все восемь разновидностей балалаек – от самой маленькой балалайки пикколо до самой большой – балалайки контрабас.

Витебские виртуозы

Инструментовки и сложнейшие партии для всех инструментов Тамара Шафранова делает самостоятельно, благодаря чему октет звучит насыщенно и многотемброво. В репертуаре октета – произведения композиторов разных национальных культур (русская, мексиканская, еврейская, греческая, цыганская музыка), оригинальная музыка, написанная специально для балалайки. Это музыка различных стилей и направлений – пьесы камерного жанра, джазовые композиции, народные обработки и оригинальные пьесы для балалайки. Коллектив, который отличается собственной манерой и стилем исполнения, часто называют «жемчужиной Витебска».

Неслучайно учредить фестиваль решили в Санкт-Петербурге. В этом году исполняется ровно 130 лет Государственному академическому русскому оркестру имени В.В. Андреева. Это необычайная история о том, как один человек может изменить ход истории и показать всему миру, что балалайка – это самый что ни на есть подходящий инструмент для «большой» сцены.  20 марта 1888 года на площади Островского выступил Кружок любителей игры на балалайке под руководством Василия Андреева. Они не были профессиональными музыкантами. Не зная нот, они играли русские народные песни, разученные на слух. Но и этому, и последующим выступлениям балалаечников сопутствовал успех. Вскоре о русском инструменте заговорили во всем мире, а оркестр Андреева стал символом русской национальной культуры. Основатель оркестра создал первый в мире коллектив, полностью состоящий из русских народных инструментов, которые не уступали симфоническому оркестру по техническому совершенству и палитре звучания. Василий Андреев сумел сделать из "Клуба любителей игры на балалайке" профессиональный оркестр, которому присвоили статус Великорусского Императорского оркестра, а самому основателю было пожаловано высокое звание Солиста Его Величества.

Витебские виртуозы

В честь знаменательной даты церемония открытия фестиваля состоялась в Петропавловской крепости, там же прошла и встреча с музыкантами государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева. Продолжатели традиций андреевского оркестра октет балалаек «Витебские виртуозы», принявшие активное участие в фестивале, поделились своими впечатлениями.

- Сразу после торжественного открытия фестиваля, у нас состоялась экскурсия по Некрополю Александро-Невской лавры и возложение венка к могиле Василия Андреева. Это очень символично, ведь именно этот человек сделал балалайку популярной во всем мире и благодаря ему балалаечники – это не кружок любителей, а легион профессионалов.

- День выступления клуба любителей игры на балалайке 20 марта 1880 года по сути можно считать днем рождения балалайки. Не было бы Андреева – не было бы и нас.

Организаторы постарались наполнить фестиваль различными мероприятиями, позволяющими полностью окунуться в атмосферу народной музыки и ее необычной истории.

Витебские виртуозы

- В нашу программу входило посещение этнографического музея, в котором была представлена экспозиция, посвященная традиционной культуре русского народа. И конечно особые впечатления оставил после себя Музей музыки. Прогуливаясь по залам музея, можно проследить эволюцию развития щипковых инструментов и даже увидеть поистине уникальные экспонаты.

Замечательная возможность расширить границы своих знаний, участникам фестиваля предоставилась на мастер-классах.

- Особенно порадовала тематика мастер-классов, организованных в рамках фестиваля. Они содержали исторические сведения о русских народных инструментах, о первых упоминаниях балалайки в литературе и о ее совершенствовании. Не обошли стороной процесс преподавания. Роль исполнительских традиций в обучении, становлении и совершенствовании музыкантов. Обсуждались сложности в овладении инструментом и методы работы над ними. Кураторы мастер-классов смогли собрать все самые актуальные знания в данной сфере и продемонстрировали лучшие современные методики.

Витебские виртуозы

Приятным сюрпризом для участников фестиваля стала экскурсия в мастерскую «Дофф», где им предоставили редкую возможность воочию наблюдать процесс создания инструмента.

- Посещение специализированной мастерской «Дофф» позволило в реальности увидеть весь сложный процесс изготовления балалайки. Дело в том, что в изготовлении этот инструмент является одним из сложнейших. Весь процесс производится вручную, в качестве материала изготовления используются исключительно ценные породы дерева. Экскурсовод рассказывала, что сам Андреев, пытаясь добиться идеального звучания, экспериментировал с материалами и ради этого снимал со своего дома ставни, из которых впоследствии делались балалайки. Подобные сложности в изготовлении, конечно, значительно увеличивают стоимость инструмента, но зато качество звучания выше всяких похвал.

Поинтересовались мы у участниц октета и о самом ярком моменте фестиваля.

- Кульминация фестиваля состоялась в Государственной академической капелле, где 22 марта прошел Гала-концерт «Русское чудо».

- Следующий день нашего пребывания в Санкт-Петербурге был не менее ярким. Он запомнился концертом Джазового ансамбля Давида Голощекина. Этот известный коллектив в этом году отметит свой 50-летний юбилей. Сегодня ансамбль находится на вершине профессионального мастерства и всемирного признания. Он по праву занимает ведущее место в российском и европейском джазе. Художественный руководитель ансамбля – народный артист России Давид Голощекин имеет международный авторитет выдающегося джазового музыканта-мультиинструменталиста и блистательного импровизатора.

Но как и все хорошее, фестиваль «Петербург балалайки» подошел к концу. У участниц октета остались самые светлые воспоминания.

- В субботу 24 марта состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля. За это время мы успели познакомиться со многими музыкантами, которые приехали из разных стран. Всего в Питере собралось 38 представителей музыкальной элиты из 11 стран мира, в которых любят и почитают этот трехструнный инструмент. Удивительно, но именно русская балалайка пользуется за рубежом огромной популярностью. Ее любят в Литве и Латвии, Дании и Германии, Финляндии, Хорватии, Чехии, Эстонии и даже в Новой Зеландии. Музыканты из этих стран приехавшие на «Петербург балалайки», много рассказывали о том, насколько популярным инструментом в их стране является балалайка. Самое интересное, что, обмениваясь впечатлениями о гастрольной деятельности, многие вспоминали, что после концерта к ним подходили восхищенные зрители и говорили: «Мы и не знали, что на балалайке можно ТАК играть».

- Впечатления от фестиваля – восхитительные! Организаторы и коллективы из Петербурга создали поистине интересный и актуальный фестиваль.

Первый – но не последний.

- Проводиться фестиваль планируется ежегодно. Надеемся, что в следующем году получится поехать туда полным составом и дать сольный концерт в рамках фестиваля.

В каждой стране есть свои национальные инструменты, но русская балалайка завоевала весь мир. Давно разрушен стереотип «балалайка - скомороший инструмент», ныне – это классика! Неповторимое, затрагивающее самые тонкие струны нашей души, звучание балалайки, делает этот инструмент поистине уникальным, а профессиональное исполнение таких коллективов как «Витебские виртуозы», позволяет в полной мере насладиться удивительной музыкой, которая так легко и непринужденно рождается в трепете трех струн.

Виктория Авик

редактор Витебской областной филармонии