gerbflaggodslavianka

 

 

Изображение удалено.

 

В Витебской областной филармонии состоялся концерт питерского органиста Юрия Семёнова

21 марта в Витебской областной филармонии прошёл концерт органиста Юрия Семёнова. О выступлении и особенностях витебского органа мы поговорили с артистом после его выступления.

Уважаемый Юрий Николаевич, вы уже не впервые выступаете в Витебской областной филармонии. Что больше всего вас удивило в этот раз?

– Я очень рад был вновь выступить в Витебской филармонии с концертом. Удивило и обрадовало в первую очередь прекрасное состояние инструмента. Орган был построен, можно сказать, на моих глазах: Павел Иванович Аханов реставратор из Москвы, курировавший этот проект и предложивший оригинальную концепцию инструмента, посвящал меня в процесс создания и в разные его детали.

0

В чём же оригинальность концепции инструмента?

– Сама по себе задумка поставить орган с двух сторон сцены в двух порталах, которые могут играть одновременно или попеременно создавая противопоставление антифона, была удивительной идеей и стала возможной, благодаря современным техническим средствам реализации. Инструмент удивительно хорош по интонации, по набору голосов и по качеству их изготовления. И тем более удивительно, что по прошествии такого долгого времени он не потерял этих замечательных музыкальных достоинств рядом с инструментами, появившимися в последние годы, зачастую, увы, безликими и лишенными оригинальных и конкретных красок, отделяющих один регистр от другого, составляющих его специфические особенности и их удивительное сочетание в органе, благодаря их индивидуальности.

Орган Витебской филармонии очень хорош и заметно выделяется качеством изготовления и качеством тонировки. Играть на нем одно удовольствие.

0

Инаугурация органа в зале Витебской областной филармонии состоялась 6 июля 2007 года в торжественной обстановке и присутствии Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Первым музыкантом, которому тогда выпала честь сыграть на уникальном инструменте, и был Юрий Семёнов.

 

– Я хотел бы отдельно отметить качество тонировки лабиальных голосов органа на оригинальный и очень качественный набор регистров, позволяющих играть самый разный органый репертуар. Это замечательное свойство инструмента, на котором хорошо звучит и старинная, и романтическая, и новейшая музыка. В этом безусловная заслуга Павла Ивановича Аханова, который создал диспозицию органа, сочинив палитру голосов, принадлежащих этому инструменту, а также замечательной работе интонаторов, которые очень тщательно и очень качественно выполнили стоящую перед ними задачу.

0

Ваш концерт имел достаточно оригинальную программу: с одной стороны Иоганн Себастьян Бах, а с другой – композиторы-ленинградцы. Чем было вызвано такое сочетание?

– Да, я позволил себе сочетать музыку великого Баха, День рождения которого пришлось как раз на день моего концерта, и музыку ленинградских композиторов, сочинённую в 20-е – 30-е годы, когда интерес к творчеству Баха в Ленинграде был особым. Существовало Баховское общество, в которое входили и многие замечательные органисты и музыковеды, создатели знаменитой ленинградской теоретической школы.

Все они искали нового Баха, созвучного своему времени, и эти поиски, споры, новые концепции влияли и на молодое поколение композиторов, так как в консерватории кафедры органа и композиции в то время были единой кафедрой. Это способствовало появлению ряда замечательных сочинений для органа. Наиболее знаменитые из них это сочинения Кушнарева, Шостаковича и ряда других композиторов, пьесы, которых я представил в этом концерте.

0

Удивительно, что орган совершенно замечательным образом подходит как для исполнения Баха, так и для советской органной музыки – музыки новой стилистики, нового духа, отражающей веяние времени, настроение времени. И это огромное достоинство инструмента, на котором можно играть разную музыку разных эпох, которая преображается под пальцами исполнителя. И это свойство именно органа Витебской филармонии. Редкое свойство. И я поздравляю филармонию с таким замечательным инструментом, который уже много лет живёт на сцене, доставляя удовольствие и публике, и, безусловно, органистам, которые могут играть на нем.