gerbflaggodslavianka

 

 

Изображение удалено.

 

Говорим «Соллертинский», подразумеваем «Шостакович»…

Первый день XXVIII Международного музыкального фестиваля им. И.И. Соллертинского – и это было еще не открытие – выдался очень насыщенным. Начались XVIII научные чтения, что само по себе большое событие: участники как всегда великие энтузиасты и заинтересованные исследователи. В филармонии была открыта выставка плакатов студентов, что впервые на фестивале. И вечером в Арт-пространстве на Толстого, 7 – встречали Дмитрия Максимовича Шостаковича (внука композитора), который привез в Витебск свои фотоработы под общим названием «Боковое зрение».

Фестиваль Соллертинского 2016

«Кто такой Соллертинский?»

Так прозвучал первый вопрос от журналистов, и надо признать, что непосвященные находятся. Немногие ответят лучше, чем кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом Белорусской государственной академии музыки и в недавнем прошлом художественный руководитель Витебской областной филармонии Нелли Вячеславовна Мацаберидзе.

– Это имя стало символичным, и мы призываем с уважением относиться к Ивану Ивановичу, который стал первооткрывателем музыкальной мысли своего времени, умел говорить уникальным поэтическим языком. Нынешний фестиваль – очередной вклад Витебска в развитие музыкальной культуры Беларуси. В этом году организаторы решили вернуться к корням форума, к тем инструментам, что звучали вначале, поэтому он более камерный. Кроме тог – компактный,  пройдет в течение двух недель. Наш фестиваль академичен, и этим он феноменален и ценен. Традиционно в нем участвует ансамбль солистов «Классик-Авангард», который стоял у истоков и каждый год радует новыми идеями. Вновь приедет  Никита Мндоянц – уже маститый композитор и пианист. Важным событием станет концерт открытия фестиваля, посвященный 110-летию Д.Д. Шостаковича, произведения которого звучали на каждом фестивале. Кроме того, уже второй раз в Витебск приезжает внук композитора Дмитрий. Это феномен: два имени – Соллертинский и Шостакович – оказались когда-то тесно связаны между собой, и сегодня они с нами постоянно на фестивале, как будто такой мостик, перекинутый в большой степени с участием Дмитрия Ивановича Соллертинского.

Фестиваль Соллертинского 2016

Для тех же непосвященных сообщаем, что музыковед и композитор были друзьями. Однажды студент консерватории Шостакович пришел домой и сказал маме: «Я нашел друга. Удивительного. Он придет завтра».

«Я – архивная мышь»

Нескучные научные чтения продолжались два дня, и вход на них был свободным. Тематика разнообразная, богатая и прежде всего посвящена Шостаковичу, в личности и творчестве которого в нынешнем году пытались найти новые стороны. Находки есть.

Фестиваль Соллертинского 2016

Ими поделилась Ольга Дигонская, старший научный сотрудник Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки, главный архивист Архива Д.Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения.

– Я архивная мышь, которая по крупицам собирает нужные сведения. Приходится принимать во внимание любые недомолвки, которые позволяют как собаке взять след – музыковедение сродни детективу.

В частности, такой была история с романсом «Ива», который был написан для кинофильма о В.Г. Белинском (режиссер – Г. Козинцев, 1951 год). Произведение подготовлено для сцены с актрисой в доме помещика, разжалованной в свинарки. Она поет, Белинский слушает. Но сцена была раскритикована, сочинение Шостаковича признано «современными выкрутасами», и его предписали заменить. Впоследствии вообще сцену вырезали, и сам фильм претерпел жесточайшие изменения. Романс не увидел свет, и брать след надо было по письмам и документам, даже примеряя на видеоряд, на который, кстати, ложится идеально. И второй романс, на стихи А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», что изначально тоже брал Козинцев, был признан слишком мрачным.

Фестиваль Соллертинского 2016

Эти примеры как нельзя лучше приближают к той действительности, которая окружала композитора, объясняют, чего ему стоило оставаться творцом.

Фестиваль Соллертинского 2016

В научных чтениях этого года кроме российских и белорусских музыковедов и историков, участвовали представители Украины и Китая, которые привезли свои работы по исследованию Шостаковича, а также национального хэнаньского театра.

Ирина Шагалеева