В этом году октет балалаек «Витебские виртуозы» отмечает 50-летие. Уникальный музыкальный коллектив ждет поклонников своего творчества в Витебской областной филармонии 24 января в 19.00 на первом концерте юбилейного года «Зимняя феерия».
Аналогов «Витебским виртуозам» нет нигде в мире. Это единственный коллектив, где полностью собрано все семейство балалаек: от самой маленькой балалайки-пикколо до самой большой балалайки-контрабас. С последней как-то раз возникли сложности в самолете по пути на Международный конкурс имени Астора Пьяццоллы (Барнаул, 2008), где октет стал лауреатом 2-й премии. Инструмент хотели забрать в багажное отделение. Музыканты не позволили. Пришлось покупать для контрабаса отдельный билет, да еще и в бизнес-класс, а контрабасистка даже не могла сидеть рядом, ведь музыканты были в первом классе, поэтому он «сидел» один.
— Этот октет, может быть, и не состоялся, если бы не было двух уникальных инструментов — балалайки-пикколо (маленькая) и балалайки-кварты, приобрести которые на фабрике невозможно. Нужно оформлять индивидуальный заказ в Москве, чтобы их сделали по особым чертежам, — подчеркивает руководитель коллектива Тамара Шафранова. — Но эти инструменты оказались у одного витебского самодеятельного музыканта, который нам их подарил, и мы с большим энтузиазмом и интересом начали репетировать.
В 1973 году октет был организован Тамарой Шафрановой, выпускницей Белорусской государственной консерватории, преподавателем Витебского музыкального училища, руководителем студенческого оркестра русских народных инструментов. Всего через год под ее управлением «Витебские виртуозы» победили в I Республиканском конкурсе артистов эстрады в Минске и завоевали первую премию на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве.
— Туда посылали далеко не всех, а в нас увидели какую-то изюминку. Мы были молодые, красивые, эмоциональные, — рассказывает руководитель октета. — В программу для такого серьезного конкурса взяли оригинальную юмореску известного белорусского композитора Евгения Глебова (ее еще не было в печати), написанную для балалайки и эстрадно-симфонического оркестра. Нам дали эту партитуру буквально на один день, и все 8 человек ночью в гостинице переписывали ее от руки (тогда же не было ксерокса). В этом всесоюзном конкурсе были разные жанры, он примечателен тем, что там участвовали и Геннадий Хазанов, и Алла Пугачёва, и многие, ставшие потом знаменитыми, артисты. Наш женский коллектив покорил исполнительским мастерством и необычной трактовкой произведений, которые мы играли.
После победы в конкурсе фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью «Витебских виртуозов», которая стала настоящим подарком для меломанов. Уже в 1975 году за активную концертную деятельность и победы в конкурсах Тамара Шафранова была удостоена звания заслуженной артистки БССР.
— Бытует такое мнение, что на балалайке «дринь-бринь, дринь-бринь» — какие-то наигрыши народные, — улыбается Тамара Шафранова. — Однако балалайка уже переступила этот порог, теперь она играет виртуознейшие классические произведения в аранжировке. Например, в нашем репертуаре — Бородин, Мусоргский, Чайковский, Штраус, Пьяццолла. Мы играем классику, не боимся ее исполнять, и слушатели это принимают. Изюминкой нашего репертуара является кантилена, которую музыканты играют очень проникновенно, чувственно, тонкой нюансировкой (от слова нюанс).
Сколько всего концертов сыграли «Витебские виртуозы», подсчитать невозможно. Кроме уже родных стен филармонии, коллектив выступает на фестивалях в Беларуси и во всем мире. В городах Европы октет балалаек с радостью принимают, ведь музыканты играют везде вживую, а живое звучание очень ценится.
С 1998 года Тамара Шафранова не играет в октете балалаек, но по-прежнему руководит им. Четверть века она исполняла ведущую партию октета. А теперь вот уже как 25 лет партию первой примы исполняет ее ученица Людмила Морозова.
— Музыканты в нашем коллективе все разные, и каждый индивидуален, но когда они вместе — становятся единым целым, одним большим инструментом. Такое впечатление, что они дышат одним воздухом, у них одно чувство, — считает руководитель «Витебских виртуозов». — Конечно, многое зависит от лидера — им является первая прима Людмила Морозова. Она не только исполняет свою первую главную партию, но и ведет, управляет всем процессом звучания октета: и темпами, и нюансировкой. Все они музыканты с большой буквы, у них высшее образование — Белорусская государственная консерватория (теперь Белорусская государственная академия музыки).
Среди ярких выступлений октета можно назвать их концерты на IV Республиканском фестивале, посвященном 95-летию со дня рождения Г. Жихарева (Минск, 2010), фестивале «Созвездие мастеров» (Москва, 2011), II Международном фестивале народно-инструментальной музыки «Андреевские дни» (Тверская область, 2013). Летом 2018 года октет балалаек стал участником российского телепроекта «Лига удивительных людей». В шоу принимали участие конкурсанты более чем из двадцати стран мира. Балалаечницы стали единственными представителями Беларуси в категории «Музыка без границ».
- Лауреат I Республиканского конкурса артистов эстрады (II премия, г. Минск, 1974 г.)
- Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (I премия, г. Москва, 1974 г.)
- Лауреат I Международного конкурса имени Астора Пьяццоллы (II премия, г. Барнаул, 2008 г.)
- Диплом за «Сохранение традиций» (г. Санкт-Петербург, 2018 г.)
В 2022 году коллектив выступил на открытии VI Республиканского фестиваля имени Г. Жихарева, приуроченного к 90-летию Белорусской государственной академии музыки. В память об этом событии ансамблю презентовали партитуру самого маэстро Георгия Жихарева — аранжировку «Бразилейры» французского композитора Д. Мийо для балалаечного состава.
— К каждому предстоящему концерту коллектив готовится очень ответственно. Самое сложное — составить хорошую программу, чтобы зрителям было интересно. Некоторые сейчас устраивают шоу со всякими световыми эффектами, я не очень приветствую это, считаю, что музыкант высокого уровня должен сосредоточиваться именно на исполнении, ценить его, а не внешний какой-то эффект, который отвлекает слушателей. Ведь тогда они не могут услышать всех тонкостей, музыкальности, присущей коллективу. За сохранение традиций наш коллектив называют уникальным, — отмечает Тамара Шафранова. — А к 50-летию мы хотели бы сделать что-то оригинальное. Посоветовавшись с нашим худруком, решили пригласить из России вокалиста (кто он — интрига, которая продержится до самого концерта, что состоится в ноябре) и выдающуюся домристку Екатерину Мочалову. Раньше она играла у нас на балалайке-пикколо (на пикколо и кварте обычно играют домристы, потому что в отличие от примы, где играют пальцами, здесь надо владеть медиатором). Она отучилась в Москве и является ведущей домристкой страны.
Коллектив остается молодым по своему духу, даже несмотря на серьезный возраст. Когда Тамара Шафранова работает с октетом, старается, чтобы он звучал как оркестр, но не в смысле громко, а чтобы был использован весь диапазон звучания — от пикколо до контрабаса. То же самое в оркестре, поэтому, когда октет звучит, складывается впечатление, что это звучит целый оркестр. «Витебские виртуозы» также придерживаются современных тенденций: используют различные ударные и шумовые инструменты, продолжают поиски в области звучания. Например, печатная машинка, свисток, хлопушка, заводные часы, примененные в партитурах, позволяют создать многоликий образ нашего непростого времени. Коллектив не боится экспериментировать.
— Октет — это мое детище, он заряжает меня, дает мне силы. Хоть возраст дает о себе знать, но внутри ты все равно молодой, у тебя есть желание работать. Коллектив — это родной дом, я прихожу сюда на работу, как к родным, близким людям, — с трепетом отзывается о коллективе руководитель.
Витебская филармония приглашает всех на 50-летие своего уникального коллектива! Юбилей «Витебских виртуозов» станет настоящим событием в культурной жизни Витебска и даже страны.
Источник: https://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/post57915.html