Музыковед Дмитрий Соллертинский: дружба Ивана Соллертинского и Дмитрия Шостаковича уникальна, она до сих пор предмет исследований

Встречи с Дмитрием Соллертинским, когда он приезжает из Санкт-Петербурга в Витебск, на родину своего отца — выдающегося музыковеда, театрального критика, публициста, просветителя Ивана Соллертинского, доставляют необычайное удовольствие.

Дмитрий Соллертинский — филолог, искусствовед, автор многочисленных статей и телепередач о музыкальной культуре, книги о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Более 20 лет был директором Большого зала Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Возглавляет общество любителей музыки Дмитрия Шостаковича.

Но есть у Дмитрия Ивановича еще и витебский «статус» — добрый гений Международного музыкального фестиваля имени И. И. Соллертинского. Он много сделал для того, чтобы на сцене витебской филармонии выступали звезды первой величины. Эта история продолжается.

Дмитрий Иванович чаще всего приезжает в Витебск зимой, на открытие фестиваля, который традиционно стартует 3 декабря, в день рождения Ивана Ивановича Соллертинского. В прошлом году, когда отмечали 120-летие со дня рождения легендарного музыковеда, впервые не смог побывать в Витебске.

Но встреча все же состоялась — в конце мая. Энтузиазм нашего гостя, которому пошел девятый десяток, не может не восхищать. Он, приверженец идеи проведения фестивальных концертов в течение года, организовал выступление лауреатов международных конкурсов Ильи Козлова (скрипка) и Павла Товпича (фортепиано) в областной филармонии и музыкальном колледже имени И. И. Соллертинского. С этими замечательными петербургскими музыкантами публика в Витебске впервые познакомилась на фестивале 2022 года.

Мы побеседовали с Дмитрием Соллертинским.

— Что же случилось тогда в декабре?

— Я получил серьезную травму ноги, ходил на костылях. Когда стало полегче, готов был выехать в Витебск и выйти на фестивальную сцену хоть с костылем. Если помните, в декабре была ненастная погода, гололед. И в Петербурге, и в Витебске. Только это убедило меня в том, что поездку надо отложить. Приезд в Витебск для меня всегда в радость. Я бываю здесь с 1990 года. Порой мне кажется, что исходил город вдоль и поперек. Люблю прогуляться по его старым улочкам, когда-то побывал и на Марковщине, посмотрел Свято-Троицкий Марков монастырь, на моих глазах строились церкви, город преображался. Кстати, на строительство Воскресенского храма пожертвовал несколько десятков именных кирпичей.

Конечно, все основные встречи и события для меня проходят в музыкальном колледже, который носит имя отца, и в филармонии.

В этот раз мне очень хотелось, чтобы в Витебске прозвучало произведение в память об Иване Ивановиче Соллертинском. Есть два сочинения, созданные в 1944-м году. Потрясенный смертью Ивана Ивановича, Дмитрий Шостакович написал Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано. Это знаменитое сочинение, его играют величайшие музыканты мира. Композитор Георгий Свиридов в своих воспоминаниях об учебе в ленинградской консерватории писал, что у него были два учителя — Шостакович и Соллертинский. Иван Иванович оказал огромную поддержку молодому композитору. Свиридов выразил скорбь в Фортепианной сонате. Так уж случилось, что в музыкальном колледже имени Соллертинского свиридовская соната никогда не звучала. Ее очень темпераментно, мастерски сыграл Павел Товпич. Очень ему благодарен.

— Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, как известно, связывали дружеские отношения...

— Это была уникальная дружба, она до сих пор предмет исследований. Иван Иванович и Дмитрий Дмитриевич абсолютно доверяли друг другу. Взаимопомощь у них была исключительная, контакты ежедневными. Когда уезжали — писали друг другу письма. Иван Иванович был хоть ненамного, но старше Дмитрия Дмитриевича, более образованным, что признавал сам Шостакович. Когда-то он писал: садясь за новое произведение, невольно думаю, что же скажет о нем Соллертинский.

Соллертинский очень любил музыку Шостаковича, писал о нем статьи. В 1920–1930-е годы, когда большинство музыкантов решили, что закончилось время симфонии как жанра, Иван Иванович внушил композитору мысль, что, напротив, это то, что нужно. Он же обратил внимание Шостаковича на творчество Густава Малера, которое знал и любил.

Юный Дмитрий Шостакович в 1924–1925 годы пишет свою Первую симфонию (дипломная работа выпускника консерватории). Ее исполнил в 1926-м Ленинградский филармонический оркестр под управлением Николая Малько, который к тому времени вернулся из Витебска в Ленинград и стал главным дирижером филармонии. Кстати, именно Николай Малько познакомил Шостаковича и Соллертинского, впоследствии писал, что они были необходимы друг другу.

С конца 1920-х Иван Иванович был лектором ленинградской филармонии, советником по репертуару, затем художественным руководителем. Работал также в Театре оперы и балета имени Кирова. Он всячески поддерживал Дмитрия Дмитриевича и в то время, когда была написана разгромная статья «Сумбур вместо музыки» после выхода оперы «Леди Макбет Мценского уезда», и после того, когда его грандиозная Четвертая симфония посеяла панику в музыкальном мире, была принята враждебно.

И Соллертинского тогда обвинили в формализме. Эта симфония была снята с исполнения в 1936 году, партитура утрачена во время блокады Ленинграда. После войны композитор восстановил ее и доработал. Но впервые Четвертая симфония прозвучала только в 1962 году. Я обожаю это произведение.

— Дмитрий Иванович, что значил для вашего отца витебский период жизни?

— В родном городе юный Соллертинский окунулся в блестящую культурную среду. Немного семейной истории. Известно, что дед мой Иван Иванович Соллертинский (дед и отец тезки) в самом конце XIX века получил назначение на должность председателя окружного суда в Витебске. Здесь он женился на Екатерине Бобашинской, учительнице женской гимназии. В 1902 году родился у них первенец Иван. Дом их находился на Гоголевской улице. По линии бабушки в Витебске было много родственников.

По службе деда не однажды переводили в разные города. После смерти главы семьи в 1907-м семья оставалась жить в Петербурге. У бабушки на руках было трое детей. Несмотря на скромное существование, она смогла выучить детей в гимназиях.

Революция перевернула судьбы людей. В 1919-м из Петрограда, где царил голод, в Витебск переехала и моя бабушка с детьми.

То было время, когда многие деятели искусств — музыканты, художники — устремились в Витебск, который не затронула гражданская война, а самое главное, здесь было продовольствие. Витебск — это чудесный город-спаситель русской интеллигенции. Он же стал перекрестком, на котором сошлись выдающиеся творцы культуры. В Витебске настал, как теперь говорят, золотой век. 17-летний Иван Соллертинский, невероятно образованный, увлеченный мировой культурой человек, окунулся в бурную витебскую жизнь. В Витебске открылись художественное училище, народная консерватория, организовали симфонический оркестр, которым руководил Николай Малько. За два с половиной года этот оркестр дал 240 концертов!

Малько и Соллертинский были людьми разных поколений, но они нашли общий язык. Думаю, именно в Витебске Иван Иванович полюбил симфоническую музыку, потому что нет сведений о том, чтобы он посещал концерты в Петербурге. Впоследствии Николай Малько вспоминал, что юный Соллертинский бывал на всех концертах симфонического оркестра в Витебске. Здесь он увлекся музыкой Густава Малера, знал партитуры его произведений наизусть. Впоследствии написал о нем книгу.

 

Юноша Соллертинский обладал феноменальной памятью, колоссальными познаниями. Он читал в драматическом кружке лекции, отклики слушателей были восторженными. Работал инструктором подотдела искусств губернского народного образования. Его пути пересеклись с философами и литературоведами Михаилом Бахтиным, Львом Пумпянским. Витебск, если можно так сказать, напитал Соллертинского энергией, стал отправной точкой на творческом пути.

Когда все источники познания в Витебске были исчерпаны, отец вернулся в 1921 году в Петроград. Изучал романо-германскую филологию и испанскую классическую литературу в университете, историю театра в Институте истории искусств. Когда приехал Николай Малько, брал у дирижера симфонического оркестра филармонии частные уроки… К слову, этот оркестр — лучший в России, в свое время Иван Соллертинский работал с ним. Для Шостаковича, чье имя носит петербургская филармония, важным было, чтобы именно этот оркестр исполнял его произведения.

— Мы всегда говорим о всемирной известности эрудита и просветителя Ивана Соллертинского. В нашем XXI веке интерес к его личности и наследию не утрачен?

— В мире постоянно растет интерес к творчеству Шостаковича, но, естественно, вспоминается и активно обсуждается наследие Соллертинского. Как у композиторов «Могучей кучки» был Стасов, так у Шостаковича — Соллертинский. Это не мое сравнение. Но так мне хотелось бы объяснить то, что эти два имени неразрывно связаны.

Относительно недавно в Израиле вышла книга статей Ивана Соллертинского, пару лет назад в Германии издан сборник, в который включены его статьи и переписка с Дмитрием Шостаковичем.

В прошлом году, когда отмечали 120-летие со дня рождения отца, у нас в Петербурге открыли сквер его имени — скромный, но очень симпатичный. Так что на карте города появилась фамилия Соллертинского. Кстати, недалеко от сквера — улица Шостаковича, на которой есть удачный памятник композитору.

— Дмитрий Иванович, вы, как и ваш отец, занимаетесь музыкальным просветительством. Такое воспитание, или гены в вас говорят? Чем занимаетесь в настоящее время в Петербурге?

— Когда отца не стало, мне было всего четыре года. Прямо он повлиять не мог. Но я довольно рано начал изучать жизнь отца, его наследие. Встречался со многими замечательными людьми, наслушался любопытнейших рассказов, многое искал в мемуарах. Находить сведения об Иване Ивановиче Соллертинском — интереснейшее занятие. Кстати, многие так считают.

Я более 50 лет работаю в филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Будем считать, что не случайно в ней оказался. Часто приезжает телевидение разных стран снимать фильм о Шостаковиче, как вы догадываетесь, я становлюсь консультантом.

Находясь на службе, всегда помню о витебском фестивале имени И. И. Соллертинского. Оцениваю артистов — кого можно пригласить, со многими предварительно разговариваю. Витебск втянул меня в белорусскую жизнь. Например, я активно действую в Санкт-Петербургской ассоциации белорусистов. Прочел несколько докладов о белорусской музыкальной культуре прошлого и настоящего. Но главное внимание — витебскому фестивалю. Нелегко живется фестивалям серьезной музыки в мире. Многие были и закончились, а витебский — живет. Это подвиг.

Источник: https://www.vitbichi.by/news/kultura/muzykoved_dmitriy_sollertinskiy_druzhba_ivana_sollertinskogo_i_dmitriya_shostakovicha_unikalna_ona_d/