Пока ещё страсти по Евровиденью не улеглись, и все европейские масс-медиа прямо таки кормят досыта своих читателей темами «Кто был лучше» и «Почему Израиль победил», музыкальная жизнь не останавливается. В том смысле, что помимо популярных концертов и борьбы поп-звёзд, есть что-то более классическое и даже, наверное, вечное.
14 мая в филармонии, например, прошёл концерт Андрея Поночевного — заслуженного во всех смыслах пианиста, нашего с вами земляка, которого, по его словам, творческая тропа завела в США и сейчас он не только даёт концерты, но и преподаёт в Далласком университете.
Его путь к сцене начался в пять лет, когда родители отдали его учиться музыке. Сейчас Андрею 41 год, и он успел стать единственным белорусским пианистом, ставшим лауреатом международного конкурса им П.И. Чайковского.
Для профессиональных музыкантов и представителей классической музыкальной школы этот конкурс во всём мире ценится… Ну даже круче «Евровиденья». И вот витебскому зрителю впервые была предоставлена возможность послушать игру одного из лучших пианистов вживую.
У меня же была возможность посмотреть репетицию Андрея и представить, что в большом зале он играет только для меня. Мечты.
Не являясь большим поклонником классической музыки, лишь поверхностно знакомая с творчеством Бетховена, репетиция меня изумила. Именно это слово. Музыка не звучала, а лилась красиво и чувственно. Маэстро на меня особо внимания не обращал и был полностью погружён в музыку. А я наблюдала за тем, как его руки скользят над чёрно-белыми клавишами рояля. Очень красиво. Мне даже казалось, что он не касается их, а просто проносит рядом, и рояль начинает звучать от этой близости.
Вы играете без нот, — первое, что сказала я Андрею после репетиции.
—Я с нотами тоже умею, — ответил пианист и этим ответом окончательно расположил к себе.
В 2002 году Андрей стал лауреатом конкурса П.И. Чайковского, а уже в 2004 окончательно перебрался в Штаты. Сейчас там работа, семья и ученики.
—Наше отечественное музыкальное образование высоко ценится на Западе. И оно отличное. Мне нравится преподавать. У меня сейчас 11 учеников в университете и плюс частные уроки.
—Как часто вы играете для себя?
—Не каждый день, конечно. Сейчас в этом у меня уже нет такой необходимости. Понятно, что перед подготовкой к концертам или каким-то выступлениям — я готовлюсь.
—А что слушает в своём плеере один из лучших пианистов?
—У меня плеера вот даже и нет. Могу сказать точно, что я не слушаю — это классическую музыку. Не потому что не люблю, а потому что мне хватает её от учеников и на занятиях. Обычно в машине слушаю Pandora radio. Или просто на YouTube что-то. Нет каких-то особых привязанностей. С детства осталась большая любовь к Depeche Mode.
—Своего ребёнка учить музыке будете?
—У меня дочери ещё четыре года. Рановато. Есть запас времени. Она мне вроде как обещала, что будет учиться, но… Сам её, наверное, учить не стану. Я мягкий очень отец, и не смогу требовать в полной мере от своего ребёнка, не смогу с ней быть строгим. Поэтому придётся искать другого учителя. Но я за музыкальное образование.
Вы сами репертуар выбираете для концертов?
—Конкретно для таких — да. Бетховена именно эти сонаты выбрал сейчас, потому что это не просто музыка — это повод задуматься. На такое придут только подготовленные слушатели. И именно этот момент мне и нравится.
Зал собрался и, надеюсь, насладился великолепной игрой прекрасной музыки. Пока кто-то где-то спорит, всегда есть возможность отдохнуть в бесспорном.
Источник: https://vitebsk.biz/news/26733/
Текст и фото: Anna Bing