Неслучайный город для Никиты Мндоянца

Замолчал XXVIII Международный музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского, его афиши сегодня – вчерашний день в прямом смысле слова. Заключительным аккордом стал концерт пианиста Никиты Мндоянца (Москва). В Витебск приехал скромный молодой человек, который уже хорошо известен в мире музыки как исполнитель высокого класса и композитор, практически кандидат в Книгу рекордов Гиннеса, «русский вундеркинд» и «конкурент» для многих с точки зрения немецких кинодокументалистов, в 9 лет давший первый сольный концерт – в Хельсинки, в зале Академии им. Я. Сибелиуса. И это не говоря о том множестве конкурсов, победителем которых стал Никита Мндоянц.

– Вы уже второй раз выступаете на фестивале Соллертинского. Как стали его участником?

– Да, первый раз это было в 2008 году, с отцом, Александром Ашотовичем Мндоянцем (заслуженный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории – И.Ш.). Вообще с Витебском многое связывает мою семью. Отец больше 20 лет назад приехал сюда впервые со своими учениками, давал мастер-классы. А я выступил в Витебске впервые в возрасте 8 лет, можно сказать, делал первые шаги. И сегодня очень приятно находиться здесь, для меня это большое событие.

– Какие самые важные события произошли в вашей биографии за время, пока вас на фестивале не было?

 – Эти годы стали значимой частью становления как исполнителя и композитора, фундаментом для дальнейшей работы. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру. Важное событие как для пианиста – 1-я премия на Международном фортепианном конкурсе в Кливленде в нынешнем году. Для меня это ценно тем, что открывает возможность широко концертировать, активно развиваться, реализовать себя. На «сочинительской» стезе тоже сделал важные шаги: в 2012 году вступил в Союз композиторов, мои произведения стали чаще исполнять.

В Витебск вы привезли программу, в которой Бетховен – 6 багателей, Шуман – Танцы Давидсбюндлеров, и Прокофьев – Сарказмы и Соната №7. Как подбирали произведения?

– Бетховен и Шуман – знаковые композиторы немецкой классики. Но один – представитель классицизма, второй романтизма. Однако мне кажется интересным в данном случае, как их связывает жанровая линия, миниатюры. Во втором отделении – Прокофьев, один из моих любимых композиторов. Произведения – из двух периодов его творчества: ранний дерзкий стиль и глубокий зрелый симфонизм.

– Кого вы еще отнесете к своим любимым авторам?

– Мне нравятся композиторы ХХ века – Борис Чайковский, Моисей Вайнберг, Витольд Лютославский.

– Куда вы отправитесь после нас? И как отдыхаете?

– Послезавтра я уже буду выступать в Вологде. Да, график насыщенный, рабочий процесс трудоемкий, даже если взять одно разучивание нового репертуара. Однако меня устраивает этот образ жизни, где я не могу разделить работу и отдых. Очень много приходится ездить, но мне это нравится.  

Интервью было записано перед самым концертом. Никита Мндоянц великолепно прозвучал в Витебске, убедив, что Прокофьева можно слушать бесконечно, продемонстрировав игру, которая, при всей серьезности дела, так похожа на игру. Публика несколько раз вызывала на бис и не хотела расходиться.

 

Ирина Шагалеева