Программа с таким многозначительным названием, подготовленная певицей, призвана стать особенной. Сопрано Елены Михайловны, саму певицу называют гордостью филармонии.
Ее университеты
Искусству Елена Павленкова, коренная витебчанка, служит с шестилетнего возраста. Впрочем, музыкальные способности и артистизм у маленькой пианистки проявились еще раньше, когда девочка устраивала для мамы, папы и бабушки домашние спектакли. Первой ступенькой ее университетов стала школа с музыкально-хоровым уклоном (в то время СШ № 1, ныне — гимназия № 3 Витебска имени А. С. Пушкина). Хороший голос, абсолютный слух и чувство ритма у первоклассницы выявили сразу. Вполне вероятно, что уже тогда ее будущее было предопределено.
В 1992 году Елена Павленкова поступает на хоровое отделение в Витебское государственное музыкальное училище имени И. И. Соллертинского. Большую роль в судьбе будущей певицы сыграла преподаватель по вокалу Лариса Рябцева. Педагога и ее благодарного ученика до сих пор связывают узы творческой и просто человеческой дружбы.
Очередные ступени профессионального и личностного роста — индивидуальные занятия у самой Тамары Нижниковой (известная белорусская и советская оперная певица и педагог, народная артистка СССР) и поступление в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Голоса Тамары Нижниковой и ее ученицы оказались родственными — высокое лирическое сопрано. Не только Тамара Николаевна, но и многие вокруг говорили молодой певице: «Твоя профессия в музыке — вокал».
Впрочем, она могла найти себя в жизни, связав судьбу пусть и с родственной пению, но другой профессией. По окончании вуза Елена Михайловна работала в течение 10 лет преподавателем на кафедре хорового дирижирования и вокала Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Стала магистром искусствоведения. Всё по-прежнему было интересно и в радость. Преподавательская и научная деятельность — это тоже была ее стихия.
И все же проницательные коллеги говорили ей: «Алёна! Вон там твое место!» — и указывали в сторону филармонии (педагогический факультет, как известно, находится в здании напротив, по улице Чехова).
И вот однажды известная солистка Витебской областной филармонии Оксана Новикова, с которой Елену Павленкову связывает давняя дружба, предложила прийти на прослушивание, чтобы затем перейти на работу в филармонию. Хотя понятие «ходить на работу» применительно к творческим людям не подходит: они не работают в общеупотребительном значении, а служат — искусству и благодарной публике.
Елена Михайловна не спешила принять предложение. Она любила свое дело, и все у нее складывалось хорошо. «Лена, приходи на прослушивание, — настаивала подруга. — Попробуй себя на нашей сцене. Это — твоё!»
Человек предполагает, а судьба располагает. Елена Михайловна наконец решилась: вместе с концертмейстером подготовила программу и вынесла ее на суд художественного совета. Нисколько не волновалась, мол, пусть будет так, как угодно все той же судьбе.
Угодно было, конечно, не року и не фортуне, а конкретным знатокам своего дела, оценившим по достоинству талант певицы. После прослушивания программы Елена Подоляк, в то время директор Витебской областной филармонии, от имени художественного совета заявила: «Очень хорошо. Вы нам подходите. Будем рады видеть вас в нашем коллективе».
Высокое служение
Выступать на главной музыкальной сцене Придвинья, безусловно, престижно. Хотя об этом Елена Михайловна думает меньше всего. Быть солистом филармонии, утверждает певица, — это прежде всего каждодневный кропотливый, если хотите, адский труд. Не только перед концертом и во время выступления, но и на репетициях артист должен отрешиться от всего земного, бытового, а иногда и такого, что может приносить тревогу, стресс. Только ты и музыка, ты и произведение, которое необходимо постичь во всех его нюансах и исполнить так, как ты его понимаешь и стремишься преподнести публике. А все остальное потом, после концерта, после репетиции. Может быть, принцип этот применим ко многим сферам деятельности, но в искусстве он особенно важен. Человек не машина, однако артист, владеющий таким волшебным переключателем своего эмоционального и душевного состояния, — настоящий профессионал. Каждый день певица вместе с концертмейстером проводит репетиции — на сцене, в студии и даже в своей голове, пропуская аранжировку и свой голос через себя на эмоциональном уровне. И всё для того, чтобы исходный материал сделать настоящим произведением искусства, исполнить его во время концерта интересно, оригинально.
Профессионализм певца, рассказывает Елена Михайловна, заключается еще и в умении бережно обходиться со своим «рабочим инструментом» — голосом. Пианино, цимбалы, гитару можно настроить, починить, в конце концов, приобрести заново. Голосовые связки — уникальный природный и очень хрупкий «инструмент», который дается певцу только один раз. Его неповторимый тембр должен оставаться неизменно прекрасным в течение многих десятилетий.
И все-таки живой концерт — не студийная запись, сделанная однажды и навсегда. Каждый раз исполнение произведения в каких-то неуловимых для слушателей нюансах будет разным. Эта разность обусловлена известной формулой: нет предела совершенству. Именно к совершенству, к идеальному исполнению стремится настоящий артист на протяжении всей своей жизни. «Вокал — «бездонный» вид искусства», — утверждает Елена Павленкова.
Но весь этот каждодневный труд остается «за кулисами», когда на сцену выходит певица, чтобы преподнести великолепие своего искусства взыскательной публике. И кажется, что и вне сцены жизнь как бы беззаботной артистки в нарядном платье такая же легкая и красивая, как ее пение, как ее облик в сценическом воплощении. Что ж, пусть кажется. В принципе так и должно быть.
Елена Павленкова — патриот Витебска и публике своей, избалованной, между прочим, выступлениями знаменитых приезжих музыкантов, признательна за не единожды пережитое эстетическое единение, которым дорожит каждый артист во время выступления. Для нее далеко не редкость увидеть в зрительном зале знакомые лица поклонников.
Но самая благодарная публика, рассказывает певица, — дети. И самые, быть может, ответственные спектакли — детские. От этих мальчишек и девчонок в зрительном зале такой мощный поток позитивной энергии исходит, что за спиной вырастают крылья. Этой поразительно искренней публике, еще не имеющей за плечами груза прожитых лет, уж точно не соврешь в исполнении и образе, говорит Елена Михайловна.
Она востребована в многочисленных программах для детей. Достаточно вспомнить такие детские постановки, как «Истории кота Филофея», «Приключения Винни-Пуха и его друзей», «Золотой цыпленок», «Мистер Крот познаёт мир», а также программы органной музыки для детей и новогодние сказки. Певица — постоянная участница проекта для будущих мам «Соткать душу из нот» и цикла лекций-концертов Ad Libitum.
Ее лирическое сопрано, ее легкий, как говорят музыканты, полетный голос (то есть такой голос, который слышится на большом расстоянии при незначительных затратах сил поющего) позволяют певице исполнять произведения широкого диапазона: мировая и советская классика, современные авторы.
В творческом активе Елены Павленковой сольные программы: концерты «Любовь, и песня, и весна», «Это было весной», «Под небом Парижа», «Монолог женщины», «Не зажигая огня». Кроме того — участие в сольных концертах артистов филармонии Оксаны Новиковой, Джулиетты Тарахчян, сотрудничество с филармоническими коллективами — октетом балалаек «Витебские виртуозы» и симфоническим оркестром.
В ноябре 2020 года Елена Павленкова стала лауреатом III степени II Международного вокального конкурса имени М. К. Тенишевой. Принять участие в этом престижном творческом состязании посоветовал художественный руководитель филармонии Владимир Бабарико. «Вы в отличной форме и вправе рассчитывать на успех, — сказал он Елене Михайловне. — Дерзать надо не только молодым. У вас должно получиться».
И оказался прав. Вместе с концертмейстером филармонии Татьяной Шахрай, с которой Елену Павленкову все эти 15 лет связывает творческое содружество, подготовили программу. И — успех! Причем Татьяна Шахрай была признана лучшим концертмейстером конкурса.
«Над счастьем трудиться…»
Семья Елены Михайловны — ее крепость, ее обитель, в которой певица счастлива не менее, чем в творчестве, — как супруга, мама, дочь, невестка. То есть просто как женщина. С удовольствием проводит время на даче мужа и его родителей, где в общении с дорогими людьми и природой отдыхает душой и телом. Можете себе представить ту самую Елену Павленкову, только в рабочей одежде, занятой обыкновенными, но такими приятными дачными хлопотами? А так оно и есть! Грядку вскопать, забор покрасить, скамейку вместе с мужем соорудить… Это все она, обладательница лирического сопрано, только в другом облике, тоже настоящем и не предназначенном для глаз посторонних. Ее девятнадцатилетний сын стал не «лириком», как мама, а «физиком», то есть студентом технического вуза, учится на инженера-энергетика. И это прекрасно, убеждена Елена Михайловна.
Название программы, с которой певица выступит по случаю 15-летия своей деятельности в филармонии, выбрано не случайно. Слова из песни в репертуаре Ирины Отиевой: «Сто часов счастья — разве этого мало? Я его, как песок золотой, намывала…» — точно и кратко определяют жизнь и творческую судьбу Елены Павленковой.
Программа обещает быть интересной, насыщенной, оригинальной, романтичной: прозвучат произведения от классического кроссовера до благородной эстрады. В концерте примут участие все коллеги Елены Михайловны по певческому цеху: и маститые исполнители, и молодые. Один только дуэт в составе Елены Павленковой и Татьяны Шахрай способен заинтриговать знатока. Но и для рядового слушателя и зрителя будет возможность распахнуть душу навстречу прекрасному.
А после юбилейного концерта у Елены Павленковой — всё то же служение музыке и людям, то же неугасимое желание затрагивать их самые потайные и чистые уголки души. Над этим она и трудится — то есть, как в той песне поется, над счастьем.