gerbflaggodslavianka

 

 

Изображение удалено.

 

«Здесь у меня было восемь пар крыльев» – интервью с Евгением Южиным

29 ноября на сцене Витебской областной филармонии прошёл юбилейный концерт октета балалаек «Витебские виртуозы». Вместе с коллективом в этот день выступил золотой тенор России Евгений Южин. Мы взяли у артиста интервью после концерта.

Какие у Вас впечатления от витебской публики? Это же Ваш первый концерт в нашем городе?

Да, в Витебске я впервые. Меня часто спрашивают, насколько отличается российская публика в разных регионах – всё-таки страна огромная. На такой вопрос я всегда отвечаю, что люди, которые искренне любят музыку и искусство, в принципе не отличаются друг от друга вне зависимости от географического положения и национальной принадлежности. Но всё же витебская публика – отличается! Я понял это во время концерта, на котором мне была оказана честь выступить. Ваша публика слушает очень вовлечённо, даже затаённо, уникальное отношение к музыке и музыкантам. Публика, я бы даже сказал, аристократичная с музыкальной точки зрения, это воспитанные, высококультурные люди. И с такими зрителями во время выступления выстраиваешь контакт на уровне дыхания, на уровне души. Вдыхаешь ту самую частичку чего-то божественного, что нам говорит музыка через музыкальные инструменты, через уникальные тембры и через слово, будь то на итальянском, испанском, русском или белорусском языке.

Отдельным откровением для меня стало первое в моей жизни исполнение песни Игоря Лученка «Жураўлі на Палессе ляцяць». Мне очень хотелось на этом концерте исполнить песню на белорусском языке. Мне хотелось проявить уважение к земле, на которую я приехал, к людям, к вашей культуре и вашему языку. И это исполнение было моментом такого невероятного единения, что сейчас, когда говорю об этом, у меня мурашки по коже. Меня до сих пор переполняет благодарность зала. Это было невероятно, витебская публика совершенно особенная!

0

Ощущалась ли ответственность от выступления с таким именитым коллективом в важную для него дату?

В первую очередь я хочу выразить отдельные слова благодарности Тамаре Александровне и всем виртуозам, потому что без них и без непосредственной поддержки от Витебской филармонии, этого всего бы не было. Мы готовились к этому полтора года, согласовывали репертуар. Концерт очень ответственный, исторический, 50 лет – это целая веха, серьёзный возраст, но при этом своей душой, своим отношением к музыке, к своему инструменту коллектив невероятно молод, поэтому мне было действительно легко выступать с ними на одной сцене. Я иногда сравниваю аккомпанемент хорошего оркестра с крыльями за спиной, а здесь у меня было восемь пар крыльев. А когда звучала «Жураўлі на Палессе ляцяць», я ощущал, будто у меня за спиной была вся Беларусь.

Выступали ли Вы раньше с таким необычным аккомпанементом? Сильно ли выступление с октетом балалаек отличается от выступления с концертмейстером-пианистом?

Я выступал и выступаю с большим количеством разных коллективов: «Терем-квартет», с которым мы объездили полмира, двойной дуэт «Ма.Гр.Иг.Ал.», нижегородский ансамбль Style-Quartet, ансамбль «Байкал-квартет» из Иркутска и многими другими музыкальными коллективами. Я не беру во внимание огромные оркестры русских народных инструментов, классические составы с включением интересных звучаний. Но вот такой огромный ансамбль из восьми человек, основанный на одной балалайке – такое со мной впервые. Пока мы готовились и я ездил по России с гастролями, на вопрос «А что же ещё есть интересного у нас в стране?» отвечал: «А что же у нас в стране? Посмотрите, в Беларуси есть целый октет балалаек!». Такой ответ вызывал неподдельное удивление и восхищение профессионалов – руководителей филармоний, дирижёров и художественных руководителей крупных оркестров.

Я ожидал самого лучшего, потому что, если проходит такое событие, такой уникальный коллектив существует уже пятьдесят лет, значит он не просто проверен временем, он проверен любовью зрителя. Поэтому перед концертом у меня было только приятное предвкушение встречи, и эта встреча случилась.

И в этом плане выступление с октетом отличается от любого другого аккомпанемента. Всё-таки, если пианист один, то здесь звучат сразу восемь солисток. И особенно показательно, что эти девушки создают поистине оркестровое звучание. Где нужно, они добавляют и ударные, и шумовые эффекты, добиваясь совершенного, актуального звучания. Это не забронзовевшая классика, это действительно живо.

0

Имеет ли для Вас как русского артиста особенное значение балалайка как инструмент?

Балалайка уже стала таким стереотипным символом русской культуры, что за границей у многих наша страна ассоциируется с медведем, гармонью и балалайкой. Но тут, в Беларуси, я понял, что это всё-таки мировой инструмент. Признаюсь, в России, мне кажется, значение балалайки в какой-то степени нивелировалось, в оркестрах народных инструментов она даёт какой-то тембр, и на этом практически всё.

А тут, в Витебске, я услышал даже не одну балалайку, а целый октет, восемь балалаек, которые звучат, как оркестр. Оркестр балалаек. Я понял, что балалайка – это многогранный инструмент, который способен на очень и очень многое, тем более в таком содружестве тембров всего семейства балалаек.

Искренне считаю, что Тамара Александровна должна написать книгу, ведь чтобы создать такой коллектив и целых 50 лет им так успешно руководить, нужно обладать каким-то секретом, и не одним. И, пользуясь случаем, я хотел бы пожелать «Витебским виртуозам» и Витебской филармонии, на базе которой уже столько лет существует этот коллектив, процветания и полных залов, хорошей музыки и хороших партнёров на сцене. Коллектив самодостаточен, но никогда не будет лишним пригласить исполнителей и в других жанрах, чтобы не стоять на месте и иметь возможность показать зрителю балалайку в новом, ещё более интересном свете.

Уже несколько дней после концерта у меня на сердце сохраняется какое-то невероятное тепло и, мне кажется, что этот огонь, однажды зажжённый, уже никогда не потухнет. Часть моего сердца осталась в Витебске, на белорусской земле, с «Витебскими виртуозами».